Альтюссер Луи

Альтюссер Луи
\
Луи Альтюссер: «эпистемологический излом» Маркса 1845 г.
\
    Решительно несогласен с «гуманистической» интерпретацией марксизма ученик Башляра Луи Альтюссер (р. 1918). Он преподавал в Парижской высшей нормальной школе вплоть до 1981 г., когда душевная болезнь заставила прервать работу. Автор двух известных книг «За Маркса» (1965) и «Читать "Капитал"» (1965, в соавторстве с Э. Балибаром и Р. Этабле), Альтюссер выступает против попыток рядить Маркса под Гегеля или Гуссерля. Альтюссер указывает на специфичность марксизма, который на разных этапах выступал в одной из трех функций: 1) апологетической (в качестве обоснования определенной политики и практики); 2) экзегетической (в качестве комментариев к текстам, считавшимся непогрешимой истиной); 3) практической (как тенденция «разрезать мир» на основе классовых антагонизмов и делить науку на «буржуазную» и «пролетарскую»).
    На подобные редукции Альтюссер реагирует тем, что разделяет науку и идеологию. Идеология не дескриптивная теория реальности, а «воля, надежда, ностальгия». Чтобы найти новую концепцию науки, на которой основан «Капитал», Альтюссер внимательно исследует периодизацию сочинений Маркса. В результате он приходит к выводу, что ранние сочинения Маркса образуют «предысторию». В 1842 г. он еще — рационалист и либерал в духе Канта и Фихте, 1842—1845 гг. — рационалист-«коммунитарий» и ученик Фейербаха. Лишь с 1845 г. (с «Тезисов о Фейербахе» и «Немецкой идеологии») заметен переход от идеологии к науке. Речь идет о подлинно «эпистемологическом изломе», о котором писал Башляр. Оставлены разговоры о сущности человека, отчуждении и т. д., вместо этого — «производительные силы», «производственные отношения» и т.п. Это уже новые категории научного познания истории.
\
Почему марксизм — это «антигуманизм» и «антиисторизм»
\
    Гуманизм, по мнению Альтюссера, — идеология, ибо трактует о человеке «воображаемом». «Субъект — не что иное, как опора производственных отношений», — пишет он в книге «Читать "Капитал"». Необходимо, следовательно, понять, что «не с конкретными людьми имеет дело наука, а с людьми-функциями в определенной структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала... В теории люди соединены формой, поддерживающей структурные отношения, индивидуальность предстает в форме особых эффектов структуры». Именно поэтому в «Капитале» есть «необходимые принципы для определения (в рамках капиталистического производства) различных форм индивидуальности — требуемых и производимых — данным способом производства, в соответствии с функциями, которые эти индивиды поддерживают».
    Стало быть, теоретический антигуманизм Маркса есть условие познания человеческого мира и его практической трансформации. «Нельзя что-то знать о людях, если только не испепелить философский миф о человеке. Любая философия, пытающаяся так или иначе реставрировать марксистскую антропологию или философский гуманизм, будет в теоретическом смысле собиранием пыли», — пишет ревнитель аутентичного марксизма («За Маркса»). Марксизм, благодаря эпистемологическому излому, не только «антигуманизм», но и «антиисторизм».
    История — не линейный прогресс. От Гегеля Маркс взял только идею, что история — бессубъектный процесс, полагает Альтюссер, но не диалектику. История проходит через серию изломов, поэтому не диалектика, а «сюрдетерминация» образует специфичность марксистского противоречия. «Сюрдетерминация» есть общий эффект всех конкретных обстоятельств или, если угодно, конвергенции структурных цепочек.
    «Экономическое противоречие поэтому есть детерминанта, и в то же время нечто обусловленное. Оно детерминировано разными уровнями и разными моментами социальной формации». Как видим, Альтюссер (в силу собственного антиисторизма) готов притушить экономизм марксизма. С другой стороны, продолжает он, хотя наука и не идеология, все же ни одно общество без идеологии не обходится. Идеология — «отжитое отношение людей и мира». Мораль, религия, искусство, политика — все это идеология. Поэтому она как социально-практическая функция превалирует над теоретической функцией. Именно в лоне идеологии люди пытаются изменить свои «прожитые отношения с миром».
    Это не значит, что люди (или класс) делают историю, способствуют прогрессу, тем более что факты не есть ценности. История, по Альтюссеру, — непрерывная серия структурных сцеплений, а индивидов (классы) нельзя понять вне структур и их сцеплений. Философ против «правоидеалистических интерпретаций марксизма как "философии человека", марксизма как теоретического гуманизма, против позитивистского тенденциозного смешения "науки" и "философии", против релятивистского историцизма (правого и левого оппортунизма), против эволюционистской редукции материалистической диалектики к гегелевской, вообще против буржуазных и мелкобуржуазных тенденций». Альтюссер защищает «радикальную специфичность» мысли Маркса, «революционную теоретическую и практическую ее новизну» и порывает с буржуазной идеологией, чтобы «снова стать марксистом».

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Альтюссер Луи" в других словарях:

  • АЛЬТЮССЕР ЛУИ — (Althusser, Louis) (1918–90) Французский философ марксист, расцвет творчества которого приходится на 1960 е гг. Его имя ассоциируется с марксистской школой структурализма, внимание которой сосредоточено скорее на научных, нежели на… …   Политология. Словарь.

  • Альтюссер Луи — (Althusser) (1918 1990), французский философ неомарксист («Читать “Капитал”», т. 1 2, 1965, в соавторстве, и др.). * * * АЛЬТЮССЕР Луи АЛЬТЮССЕР (Althusser) Луи (1918 90), французский философ. Основные труды по истории философии, теории познания… …   Энциклопедический словарь

  • Альтюссер, Луи — Луи Пьер Альтюссер Louis Pierre Althusser Дата рождения: 16 октября 1918(1918 10 16) Место рождения: Алжир Дата смерти: 23 октября …   Википедия

  • Альтюссер Луи — Альтюссер (Althusser) Луи (р.16.10. 1918, Алжир), французский философ марксист, член Французской коммунистической партии, профессор Высшей нормальной школы (Париж). Автор исследований по истории философии, теории познания, диалектике и… …   Большая советская энциклопедия

  • АЛЬТЮССЕР Луи — (ALTHUSSER, Loius) (1918 1990) Французский философ марксист, оказавший влияние на современную социологию в четырех основных областях (Althusser, 1966; 1968, with Е.Balibar; 1971). (1) Альтюссер попытался перестроить модель базиса и надстройки,… …   Социологический словарь

  • АЛЬТЮССЕР ЛУИ — (Althusser, Louis) (1918 1990) французский социальный философ марксист и теоретик Французской коммунистической партии, чьи воззрения были особенно влиятельны после студенческих выступлений 1968 г. и в период наивысшей популярности… …   Большой толковый социологический словарь

  • Альтюссер луи — …   Википедия

  • Альтюссер Луи — …   Википедия

  • Альтюссер Луи — (Althusser, Louis) (1918 90), франц. полит, и обществ, деятель, один из наиб, влиятельных теоретиков марксизма 20 в. Автор ряда сборников, в т.ч. За Маркса (1965), Читать Капитал (1970). Отвергая реальный социализм вост. европ. типа, А. предлагал …   Народы и культуры

  • АЛЬТЮССЕР (Луи) — французский философ (Бирмандр, Алжир, 1918 Лё Мениль Сен Дени, 1990). В 1948 г. преподаватель философии, затем преподаватель репетитор по философии в Высшей национальной школе, член коммунистической партии с 1948 г. Его философская рефлексия… …   Философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»